Главная«Виртуальный Диалог»Программа «Растём вместе»Материалы 2012-2013 уч. годаТы учись, а мы поможем

Ты учись, а мы поможем

Психологический аспект подготовки ребёнка к школе.

Говоря о психологической готовности ребенка к обучению в школе, специалисты, как правило, имеют в виду уровень сформированности различных сфер психической деятельности: познавательной, мотивационной, волевой, эмоциональной.

Однако возникает ряд вопросов. Что в первую очередь необходимо развивать у будущего первоклассника? На что надо обращать внимание родителям, готовя ребенка к школе?

Все психические функции тесно связаны друг с другом и в реальности трудно себе представить, что в какой-то момент у нас работает, например, только внимание или только память. Поэтому недостаточная сформированность отдельных компонентов внутри одной сферы зачастую вызывает дефект в развитии другой. Так, например, Проблемы восприятия окружающего мира могут перерасти в трудности, связанные с эмоциональной, волевой сферой и т. д.

Давайте рассмотрим наглядную форму, которая поможет выявить первоочередные задачи, стоящие перед взрослыми.

Нижняя часть человечка – это фундамент, основание для формирования верхней части, то есть для развития мышления, воли, речи необходим определенный уровень развития ощущений, восприятия. А недостаточное эмоциональное развитие приводит к трудностям в волевой и мотивационной сферах.

К сожалению, в обучающей практике чаще всего уделяют внимание только «вершине айсберга»: развитию волевой сферы, речи, мышления, оставляя «за бортом» другие сферы, тем самым лишая прочного «фундамента» все «многоэтажное» здание» процесса обучения.

Голова человечка – сознание, «собирает воедино», аккумулирует все сферы, регулируя поведение.

Поэтому важно признавать значимость развития всех представленных в схеме психических сфер и их отдельных компонентов, то есть подбирать упражнения, задания, игры, способствующие развитию ощущений, эмоций, внимания, памяти, мышления, воли и т. д. Тогда сам процесс подготовки к школе станет для ребенка и родителей занимательным и полезным, а необходимость «натаскивания» дошкольника на выполнение каких-то навыков отпадет сама собой.
 

Чему и как учить ребёнка до школы.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА

Эмоции и чувства

– это переживание человеком своего отношения к людям, поступкам и явлениям. Эмоциональный мир каждого из нас уникален, и порой предсказать, какая эмоция возникнет у ребенка в ответ на наш, взрослый, поступок, бывает невозможно.


Стараясь изо всех сил, чтобы наш ребенок учился в престижном учебном заведении, готовя его к поступлению, мы ожидаем, что отношение ребенка к школе окажется, безусловно, положительным. Однако практика показывает, что многие дети старшего дошкольного возраста испытывают лишь негативные эмоции по отношению к грядущему обучению в школе. В чем причина?

Во-первых, родители, занимаясь с ребенком, не всегда могут правильно выбрать темп, объем работы, и тогда малыш, переутомившись, боится предстоящей нагрузки и, как следствие, отказывается заниматься.

Во-вторых, во многих семьях разговоры о предстоящем обучении ведутся чуть ли не ежедневно течение всего предшкольного года, что вызывает у ребенка тревогу и неуверенность в своих силах.

В-третьих, зачастую родители, отчаявшись сделать из своего непоседы прилежного и послушного – удобного для них – будущего школьника, сами провоцируют негативное отношение не только к школе, но и к учителю. Некоторые из них заявляют: «Ничего, скоро в школу пойдешь – там тебе покажут. Попробуй там сказать, что не хочешь читать, – сразу двойку получишь».

В-четвертых, некоторые родители, увлекаясь и идя на поводу у маленького ученика, формируют у него неправильное отношение к школьной отметке. Дошкольники, стремясь стать «большими», требуют взрослых ставить за выполненные задания «пятерки» и «четверки». В школе они сталкиваются с другой ситуацией – отметки могут быть и плохими – и разочаровываются в учебе.

В-пятых, многие родители игнорируют тот факт, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, и резко меняют игровую деятельность на учебную. Ребенок, не готовый к такой перемене, часто бунтует или, напротив, демонстрирует равнодушие к занятиям.

Парадоксально, но дети подготовительной группы детского сада, показывают высокий уровень школьной тревожности, наличие которой предполагается только у школьников. И причиной этого зачастую становятся чрезмерное увлечение родителей занятиями и бесконечные разговоры о школе.

Чтобы избежать подобных ошибок, взрослые, окружающие дошкольника, должны заботиться о его эмоциональном состоянии. Лучше научить малыша понимать собственные чувства и эмоции, выражать их словами и уметь принимать не только победы, но и поражения. Обратите внимание, как сын или дочь воспринимает проигрыш в любой игре: плачет, капризничает, злится, обвиняет вас, оправдывается? Любую из этих реакций, скорее всего, привили ребенку именно в семье. Постарайтесь говорить малышу о своих переживаниях, не стесняйтесь показаться ранимыми, расскажите и покажите, как вы сами справляетесь с трудностями, что вам в этом помогает.

ВОЛЕВАЯ СФЕРА

Произвольные действия

осуществляются под контролем сознания, они требуют определенных усилий, направленных на достижение поставленной цели.

Непроизвольное поведение

импульсивные и неосознанные действия, которые не направлены на достижение цели.


Главная функция воли – сознательная регуляция поведения и деятельности человека, выраженная в умении преодолевать внутренние и внешние препятствия, стоящие на пути к цели.

Волевые качества, необходимые школьнику, – целеустремленность, инициативность, самостоятельность, решительность и др. – являются предпосылкой формирования дисциплинированности, способности регулировать и соотносить свои желания с условиями жизни. Ребенку, у которого не развиты волевые качества, трудно усидеть на уроке в течение 45 минут, не выкрикивать с места ответ на вопрос учителя, выполнять домашнее задание.

Однако, очень важно учитывать возможности, возрастные и индивидуальные особенности ребёнка. При несоответствии требований, предъявляемых к ребенку, его возможностям могут возникнуть проблемы во взаимоотношениях «ребенок – взрослый», а в отдельных случаях – психосоматические проблема.

МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА

Представим себе мотивационную сфер ребенка в виде дерева, у которого есть ствол, ветви и конечно, корни, уходящие в землю и невидимые нам.

Уже в четыре года ребенок начинает осознавать свои желания и потребности, они неоднозначны по степени своей важности для малыша. Появляются устойчивые интересы и предпочтения, у ребенка складывается индивидуальная мотивационная система. 
В игре происходит постепенный переход от непосредственных желаний ребенка, к потребностями других людей, которые требуют от малыша самоконтроль и развитие воли. То есть некоторые поступки ребенок совершает/не совершает потому, что они могут не понравиться окружающим его взрослым и детям.

В пять-шесть лет уже не только присутствие, а даже воображаемый образ другого человека и его воображаемые слова или действия могут регулировать поведение ребенка. Происходит победа внешней мотивации над внутренней. Очень важно нам, взрослым, не злоупотреблять своей властью, тем самым подавляя в ребенке его внутренние стимулы и, как следствие, его желания. Постоянное стимулирование чувства долга у маленького ученика может дать совершенно обратный эффект: вместо любви к знаниям, интересу к книгам мы получим не умеющего читать, избегающего умственной нагрузки будущего школьника.

На пороге школы у детей становятся значимыми мотив достижения успеха (конкуренции, соперничества) и мотив избегания неудачи. Они могут стать стимулом для развития и обучения ребенка.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА

Ощущения и восприятие
Сензитивным (восприимчивым) периодом развития ощущений, восприятия является ранний возраст (от года до трех лет). Поэтому, необходимо давать ребенку возможность получать богатый опыт ощущений: пусть он экспериментирует с незнакомыми материалами, участвует в играх и забавах с другими детьми, плавает, бегает, прыгает. Именно в деятельности он и получит необходимые для него ощущения.

Для развития чувствительности не нужны специальные пособия и тренажеры, на прогулке или дома можно развивать способность ребенка к восприятию запахов, звуков и т. д. И чем богаче окружающая среда, чем больше возможностей ощутить ее появляется у ребенка, тем богаче будет опыт, приобретенный им, тем успешнее станет его будущее обучение.

Внимание. Память. Мышление
Для развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление, воображение и др., вовсе не обязательно покупать специальные учебные пособия и просиживать часами за выполнением заданий. По дороге в детский сад, во время совместного приготовления ужина, в автомобиле или в автобусе – всюду можно найти массу занимательных задач, полезных для подготовки ребенка к обучению в школе.

Поставив перед собой цель развивать у ребенка внимание, память, мышление, необходимо иметь представление о физиологических механизмах, лежащих в основе данных психических процессов, и о тех конкретных качествах, которые необходимо развивать.

Внимание

– это направленность нашего сознания на определенный объект. Оно способствует регуляции нашей деятельности, обеспечивает безопасность, позволяет осуществлять аналитическую деятельность.

Память

– это способность человека запоминать то, что он видит, слышит, говорит, делает, хранить это и воспроизводить в нужный момент нужную информацию. Работу памяти обеспечивают запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение.

Мышление

- это способность предвидения последствий тех или иных наших действий, возможность обобщать единичные факты и предметы, делать выводы о других подобных единичных фактах и предметах.

Для развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление, воображение и др., вовсе не обязательно покупать специальные учебные пособия и просиживать часами за выполнением заданий. По дороге в детский сад, во время совместного приготовления ужина, в автомобиле или в автобусе – всюду можно найти массу занимательных задач, полезных для подготовки ребенка к обучению в школе.

Развивать мышление – значит давать пищу для ума. Это вовсе не означает, что ребенок должен часами решать логические задачи. Рассказывайте ему больше об окружающем мире: о людях, о профессиях, о растениях и животных, об автомобилях, об архитектурных памятниках.

Так как мышление начинается с вопроса, не отмахивайтесь от ребенка, когда он в тысячный раз задает вам один и тот же вопрос, лучше постарайтесь вместе найти на него ответ в энциклопедиях, в журналах и учебниках. Не игнорируйте многочисленных высказываний и вопросов гиперактивного ребенка, даже если он не всегда дожидается ответа. Все, что он говорит вам, – это его мысли вслух, поэтому, прислушиваясь к ним, можно узнать много нового о ребенке.

Родителям в копилку:

Помощь родителей ребёнку в подготовке к школе.

Помощь родителей ребёнку в выполнении домашних заданий.

Всего просмотров этой страницы: 1. Сегодня: 1

 

Вопрос