Главная«Виртуальный Диалог»Программа «Растём вместе»Материалы 2018-2019 учебного годаОхота читать

Охота читать

«Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок,

который мы можем ему сделать!»

Сесиль Лупан

            Дети сейчас идут в первый класс читающие, хотя формальных требований по этому вопросу у школы нет. Родители переживают: если ребенок не научится читать заранее, до обучения в школе, то пока весь класс на уроке будет прочитывать текст и отвечать на вопросы, он все это время будет с трудом соединять буквы в слова. Возникнет  отставание, неуспеваемость, в дальнейшем – неуспешность.

          Зачем мы учим читать дошкольника?

   Чтобы дать необходимый багаж знаний, чтобы было больше времени и сил на адаптацию к новым школьным условиям…

   Чтобы на фоне других ребенок чувствовал себя увереннее, смелее, умнее…Картинки по запросу книга картинка клип арт

   Это правильные и нужные рассуждения любящих родителей, но все же…

   Проблема в том, что мы, родители, хотим, а ребенок – не хочет.

  Что для родителей  важно? Чтобы ребенок уверенно читал к первому классу. Это результат. Но часто в погоне за результатом упускается сам процесс. Хотим быстрее получить результат от ребенка. Между тем, в освоении любого навыка главное – процесс.

         Чтение  – тоже процесс

    Но почему же мы требуем результата от дошкольника?

    Потому что вся взрослая  жизнь состоит из промежуточных результатов. Начинается все в школе. Оценки, четверти, контрольные – для родителей и учителей это промежуточные результаты, подтверждающие успешное освоение нужных навыков.В институте успешно сданная сессия – подтверждение прохождения курса и повод для перевода на следующий курс.

    Наша взрослая жизнь вся складывается из достижения результатов. И так как обучение чтению – процесс длительный, то чтобы убедиться, что все идет как надо, взрослые требуют от ребенка промежуточных результатов на каждом этапе.

    Дети же, наоборот, осваивают этот мир через процессы. Вспомните, как ребенок учился ходить. Постоянно падал и снова вставал. Ребенок продолжал учиться  –  каждый день ходил и научился.

    Пока ребенок учился ходить, требовали ли родители от него результата? Нет, они просто помогали малышу, поддерживали его.

    Каждый раз, когда ребенку не удается прочесть, вспомнить, соединить слоги или понять то, что соединил, родители удваивают усилия по его обучению: просят перечитывать снова и снова, часто с давлением укором, раздражением.

    У ребенка формируется взаимосвязь: чтение – это неприятно, это мои тревога и обида, раздражение и злость мамы. Часто родители на этапе обучения чтению вводят «правило»: «Не прочитаешь столько – то времени, строк, страниц, не пойдешь ….играть, гулять,  рисовать, т. д. »

    Отсюда убеждение: читать – это насильственная преграда, запрещающая заниматься тем, что действительно нравится. Усиливается  ли от этого желание читать? Нет. Потом родители искренне недоумевают: “Почему это  так не любит читать, ему не интересны книги?"

Картинки по запросу ребенок читает книгу картинка клип арт

    Взрослые убеждены, что если детей не заставлять читать, то они никогда этому не научатся. Ошибка сводится к ложному пониманию первопричины: дети не любят читать, потому их заставляют, пытаются привить любовь к книге через принуждение. Можно ли заставить человека полюбить кого-либо или что-либо через принуждение?    Ответ очевиден.

    Получается замкнутый круг – родители учат читать ребенка до школы, чтобы избежать возникновения у него комплекса отстающего, но при этом сами этот комплекс формируют. Дети чувствуют обиду, родители разочарование. Растет неуверенность у ребенка в своих способностях, неуверенность у родителя в способностях ребенка. Теряется взаимное доверие.

     Что сделать? Не требовать, а поддерживать

   Вместо того, чтобы требовать с ребенка, напоминать о сроках, искать причину ошибок в чтении, сетовать на то, что ему объяснили, а он не запомнил... Просто поддержите его в этот период, как поддерживали, когда он учился ходить.

   Несколько лет назад в общедоступных библиотеках Финляндии вполне официально возникло «модное» течение. Дети, которые плохо, неуверенно читают, записываются на 15-минутные сеансы «особого чтения». Каждый сеанс выглядит так. В углу библиотеки на ковре лежит большой лохматый и добродушный пес. Ребенок подсаживается к нему на пол, достает книжку и начинает читать вслух.

   Читает, как может: тыр - пыр...

   Собака не перебивает. Но все время внимательно слушает, преданно глядя в глаза. Это вселяет в ребенка надежду, что у него, кажется, уже неплохо получается. А с появлением этой уверенности чтение и действительно становится все более и более гладким и все более и более осмысленным.

Картинки по запросу собака и ребенок картинка клип арт

   Родителям это вполне можно взять на вооружение. Даже если  в доме нет большой добродушной собаки, родители сами могут, равняясь на мудрость ее поведения как на замечательный образец, терпеливо выслушивать неумелое чтение своего ребенка, не перебивая его и  удерживаясь от высказываний своих взрослых поправок.

   Ребенку на самом деле очень важно тратить время на то, чтобы под молчаливым, но заинтересованно - доброжелательным взглядом слушателя, научиться автоматическому умению читать печатные тексты.

   Эти принципы верны не только для обучения чтению, но для всего того, чему вам хочется научить дошкольника.

   Процесс обучения должен понравится ребенку, а не казаться трудным и приносить разочарования. И нет ничего невозможного в том, чтобы свой первый учебный навык – умение читать – ребенок приобрел с интересом.

            Как сделать процесс обучения чтению интересным для ребенка?

  1. Сделайте акцент на процесс и не требуйте результатов, пока они не появятся сами.

    2. Обеспечьте непрерывность и комфортность процесса обучения чтению (занятия без прерывания, подходящая методика, пособия, интерес со стороны ребенка и родителя).

   3. Радуйтесь успехам ребенка и рассматривайте неудачи не как плохой результат, но как естественную часть процесса.

   4. Начинайте обучение чтению не за месяц до учебного года и даже не в начале лета, когда поездки в отпуск, с большой долей вероятности, прервут занятия. Начинайте за год. Это достаточное время для того, чтобы комфортно, интересно и для ребенка, и для родителей пройти этот период.

    Чтобы ребенок хорошо говорил, с ним надо разговаривать: так задаются образцы устной речи. Чтобы ребенок научился быть внимательным, ему надо читать и рассказывать сказки: так задаются образцы восприятия слова. Чтобы книга воспринималась как необходимый элемент жизни, она должна жить в доме и быть востребованной взрослым. Так задаются образцы определенного жизненного стиля.

   Чтобы ребенок хорошо говорил, с ним надо разговаривать: так задаются образцы устной речи. Чтобы ребенок научился быть внимательным, ему надо читать и рассказывать сказки: так задаются образцы восприятия слова. Чтобы книга воспринималась как необходимый элемент жизни, она должна жить в доме и быть востребованной взрослым. Так задаются образцы определенного жизненного стиля.

    В читающих семьях ребенок обучается читать сам собой, так же, как обучается ходить и говорить. Потому, что чтение внутри  таких семей является столь же необходимым видом деятельности, как хождение и говорение. Если в семье не принято читать книги, то ребенку будет сложнее развить интерес к чтению. Читайте сами «про себя» на глазах у ребенка. Он должен видеть, что Вам это нравится. Иногда именно так возникает желание тоже познать это удовольствие.

     Нужно ли читать вслух ребенку, если он уже начал читать сам?

    Когда ребенок уже сам начинает понемногу читать, родители решают, что они могут больше не читать ребенку. Более того, не должны ему читать. Иначе, как же он будет совершенствоваться в своем, только что приобретенном навыке? Стимула не будет.

    Позиция не просто неверная, а вредная. Два процесса - слушать  чтение взрослого и читать самому - имеют совершенно разные задачи, которые основаны на совершенно разных механизмах. Вы же не станете заставлять ребенка пройти многокилометровый маршрут, ссылаясь на то, что он уже сделал первые шаги? Вы возьмете малыша с собой в поход и понесете на себе. Ради чего? Ради общения и совместного переживания. Так же и с чтением. Когда родители читают своему ребенку, они общаются с ним и вместе переживают прочитанное.Картинки по запросу картинка родители читают клип арт

   Используйте всем известный прием: начало читает родитель, а в самом интересном месте говорит, что «сеанс» чтения закончен, но если ребенок хочет, он дальше может продолжить сам. В следующий раз родитель продолжает читать с того места, на котором остановился ребенок. В этом случае будут соблюдены два принципа: общение с взрослым и самостоятельное совершенствование навыков чтения.

       Как совершенствовать технику чтения ребенка?

  1. Обеспечить ребенка соответствующей библиотекой, состоящей из книг с картинками в размер страницы и с коротенькими текстами под этими картинками. Буквы обязательно должны быть большими - даже тогда, когда вы знаете, ребенок справляется и с маленькими. Самостоятельно ребенок должен читать более легкие книжки, чем он, по идее, мог бы, а сложный словесный мир будет, как и раньше, открываться ему через ваше ежедневное  чтение вслух.

  2. Подбирайте книги сообразно увлечениям вашего ребенка — про пауков, фей, принцесс, динозавров, волшебников. Если ваш ребенок интересуется, исключительно, мультфильмами, можно начать чтение с книг о любимых мультипликационных героях — Винни Пухе, Карлсоне или персонажах «Ледникового периода».

Можно даже с тех, которые написаны по следам мультфильмов, поэтому полноценной книгой не являются. Тексты в них довольно примитивны. Но, все же, это тексты и какая - никакая, но книга. Смиритесь с тем, что ребенок будет читать книги одной серии или комиксы. Это тоже чтение!

  3. Предложите ребенку «игровые» книги, которые содержат в себе не только текстовые составляющие, в которых есть интерактивные объекты. Например, светофоры, колеса, машинки. Или раскрывающиеся картинки, которые поднимались над страницей. Когда ребенок будет видеть комбинацию текста и всех этих объектов, он, скорее всего, начнет читать, и ему это понравится.

  4. Тренировке механизма чтения очень хорошо помогает просмотр диафильмов.  Диафильмы хороши тем, что в них, как правило, сами тексты на экране занимают мало места, буквы крупные. В Интернете можно найти несколько довольно больших библиотек, в списках которых значатся электронные копии диафильмов, выпущенных и в 1950-х годах, и в 1980-х. Тексты их могут быть и стихотворными, и прозаическими, а жанры — от народных сказок до современной фантастики.

   5. Организуйте с несколькими детьми игру - бродилку, квест, где инструкцию будет необходимо самостоятельно прочитать, чтобы добраться до спрятанного сюрприза, отыскать клад.

  6. У ребенка умение читать связано с умением писать. Письмо функционально предшествует беглому чтению: буквы - значки для звуков. Это и есть самообучение. Задача родителей – стимулировать этот процесс всеми возможными способами. 

    Можно создавать вместе "книжки" из нарисованных и подписанных им (как получится, даже со смешными ошибками), картинок, писать поздравления родным и друзьям, радоваться каждому "облачку" со словами "ой" и "ха-ха-ха", вылетающему изо рта героя нарисованного им комикса.

    Игра  «Почта».

    Для начала повесьте почтовый ящик (хотите – соорудите его из фанеры, хотите – склейте из картона) . Можно для этой цели пользоваться настоящим почтовым ящиком, предназначенным для доставки корреспонденции в вашу квартиру.Картинки по запросу письмо картинка клип арт

   Мало ли кто может прислать письмо! И Доктор Айболит, и Дед Мороз,  и любой сказочный персонаж..! Чтение письма – всегда захватывающее таинство.«Почтовая этика»  не позволяет  оставлять письма без ответа. И вот ребенок  уже выводит печатными буквами свой ответ.Различные настольные игры на составление слов «Эрудит», «Скрэббл Джуниор», «Найди слово». Эти игры расширяют кругозор, эрудицию и словарный запас ребенка, обогащают его речь. Игра развивает словесно-логическое мышление и активный словарь, содействует запоминанию правильного написания слов, совершенствует навыки чтения.

   В ваших силах изменить подход к обучению ребенка с ожидания результата на удовольствие от процесса и организовать этот процесс правильно. Попробуйте!

    Источники:

  1.  Аромштам А. «Три вариации на тему детского чтения», «Библиотека в школе»,  №1/2010
  2. Букатов В. «Как хорошо уметь читать…О формировании интереса к чтению», «Школьный психолог», № 3, 2014

        Советуем прочитать:

  1. Аромштам М. С. «Читать!», изд – во «Дискурс», 2018 г.

 

 

 

Всего просмотров этой страницы: 212. Сегодня: 2

 

Вопрос