Главная«Виртуальный Диалог»Программа «Растём вместе»Материалы 2018-2019 учебного года«Драмкружок, кружок по фото…»

«Драмкружок, кружок по фото…»

        Ребенок не может жить без движения, без увлечения, без   радости от  того, что у него что-то хорошо получается, без чего-то необычного, интересного.  В удовлетворении этих важнейших потребностей незаменимую роль играет дополнительное образование, помогающее развивать личные таланты ребенка – секции, музыкальная школа, изостудия, всевозможные кружки.

       Какую роль играют кружки и дополнительные занятия в плане психологического развития? Они дают ребенку возможность почувствовать себя более умелым, ловкими, особенным, другими словами, они помогают ребенку раскрыть свою индивидуальность, «отличность» от других.

Картинки по запросу клип арт ребенок ставит опыты

      Студии интеллектуального развития призваны помочь овладеть навыками мышления, расширить кругозор, то есть, помогают ребенку  найти ответ на вопрос: как понять окружающий мир? Спортивные секции дают возможность  ощутить  дошкольникам их физические возможности, привить интерес к активному образу жизни.

      Знакомить ребенка с различными видами искусства, интеллектуальными достижениями, пополнять арсенал умений, расширять круг его общения важно и нужно. И перед родителями встает ответственная задача: понять, какие занятия будут полезны для ребенка, а какие вызовут негативные чувства и отказ.

      Почему же так важно понять в дошкольном детстве, что нравится ребенку, услышать, что он сам хочет, и найти некоторый компромисс? Потому, что для многих видов человеческой деятельности возраст 4–5 лет — сенситивный (наиболее благоприятный) период, «поймав» который, можно многого достичь.

     Выбирая тот или иной кружок, родителям нужно честно ответить на вопрос: "Зачем он ребенку?". Для общего развития? Для успехов и достижений? Для коррекции и/или преодоления каких-либо личностных особенностей ребенка и трудностей в общении?

     В первом случае решается задача занятости ребенка, удовлетворения его актуальных интересов и развития общих способностей. Обычно, семья идет по этому пути, если ребенок не проявляет каких-то очевидных способностей или склонностей к чему-то конкретному.

    Во втором случае семья считает, что у ребенка есть способности к чему-либо, и подбирает дополнительные занятия. Предполагается высокая занятость ребенка, переход к уровню овладения навыками.

    В третьем случае – возможность компенсировать особенности или трудности ребенка. Например, если ребенок стеснительный и тревожный, его записывают в театральную студию, чтобы он там раскрепостился. Не может постоять за себя? На боевые искусства. Слабое здоровье? На плавание или фигурное катание. Проблемы с речью? На хор в музыкальную школу.

    Егоза и непоседа? Таким детям тяжело даются занятия, где требуются многократные повторения движений, терпеливость, старательность - танцы, теннис, рисование, музыка. А вот в командных играх, таких как футбол, хоккей, баскетбол – активность и энергия приветствуются. И наоборот, застенчивые дети не любят часами гонять мяч, но уверенно себя чувствуют в театральной студии или художественной школе.

    Бывают случаи, когда родители через ребенка пытаются реализовать свои несбывшиеся мечты: 

Картинки по запросу мечтает смайлик  клип арт

- я всю жизнь мечтала научиться рисовать, поэтому…

- у нас вся семья музыканты…

    Иногда родители рассматривают занятия ребенка в секции, кружке как подкрепление статуса семьи:

- я тебя в самую дорогую секцию записала..

- у тебя самый лучший тренер…

      Дети стремятся сделать все, чтобы порадовать родителей и получить их похвалу. Они очень старательно занимаются, добиваясь высоких результатов. Ребенок становится средством самоутверждения и реализации амбиций родителей. Для них, прежде всего, важно, чтобы он демонстрировал высокие достижения. Эмоциональные срывы, плохое самочувствие, подавленное настроение не берутся в расчет.

     Кружки и секции должны быть интересны и подходить  конкретному ребенку, а не воплощать мечты родителей, не считаясь с реальной физиологией и темпераментом ребенка.

            Как выбирать кружки и секции?

     До трех лет ребенка лучше вообще никуда не водить. Сейчас появилось много развивающих групп для самых маленьких, но, как правило, они не предлагают ничего, кроме пальчиковых игр, ритмики и рисования, обучение чтению по кубикам Зайцева. Всем этим можно заниматься  дома, а дорога и шумная компания новых знакомых будут только утомлять и отвлекать его от занятий. К тому же, в студии вы, наверняка, помимо знаний получите в качестве «бесплатного приложения» целый букет вирусов и детских болезней.

    Не стоит стремиться и в, так называемые, «студии гармоничного развития», где с ребенком занимаются сразу несколькими предметами (как правило, иностранный язык, развитие речи, музыка, рисование). Программа, как правило, мало, чем отличается от «детсадовской», так что стоит ли игра свеч?

    В три-четыре года ребенка можно уже записать в один-два кружка. Но сначала подумайте, не можете ли вы чем-то заниматься самостоятельно. Если папа — мастер спорта по шахматам, вряд ли есть смысл тратить время и силы и таскать ребенка в секцию. Да и английский язык с бабушкой пойдет совсем не хуже, чем с чужой тетей, при условии, конечно, что бабушка готова заниматься систематически, а внук воспринимает ее в роли учителя.

Картинки по запросу клип арт бабушка с внуком читают

      Существуют общие правила по выбору кружков и секций:

    1. Отношение родителей к дополнительным занятиям ребенка должно быть положительным и уважительным, то есть сами взрослые не должны провоцировать нежелание заниматься («Сегодня можно прогулять», «А мы забыли…» и пр.) или обесценивать детский труд («Ты танцуешь как слон», «Твои поделки на выставку безруких отправлять надо»).

    Другими словами, цель у ребенка формируется в большинстве случаев извне: сначала неинтересно заниматься, а потом освоил азы — и желание появилось.

    2. Секций и кружков должно быть не больше  двух: один -  для физического развития и поддержания физической формы, второй - для развития творческих способностей, эстетического и умственного развития. Например, танцевальный кружок и шахматный клуб/робототехника или секция по плаванию и изобразительная студия или музыкальная школа и теннис.

    3. Удаленность от места проживания, цена обучения и экипировки также играют немаловажную роль при выборе кружка. Зачастую бывает так, что ребенок сходит несколько раз на занятия и отказывается – не понравилось. Поэтому первые шаги в дополнительном образовании стоит начинать в кружках и секциях, которые находятся рядом с домом, не требуют длительных перемещений и материальных затрат.

   4. Дорога до секции, кружка не должна занимать больше времени, чем сами занятия. Лучше всего, если можно добраться пешком. Если у вас нет возможности отвозить малыша на машине, постарайтесь, чтобы до места занятий можно было добраться без пересадки и не приходилось долго ждать транспорта, ездить с ребенком в «часы пик».

   5. Занятия должны проходить в удобное для дошкольника время, не нарушать режим его дня.

  6. Оставляйте ребенку время для игр, прогулок с друзьями, самостоятельных занятий и простого «ничегонеделания». Не стремитесь заполнить каждую минуту его дня.

  7. Если ребенок отказывается от кружка или секции, выясните причину. Не всегда причина в самом занятии. Часто дискомфорт вызывает личность тренера или коллектив.

   Рассмотрим детское отношение к дополнительным занятиям. Хочется сразу оговориться, что данное деление очень условно и является только поводом задуматься и оказать поддержку ребенку, который оказался в одной из следующих групп:

● «Я — гений: меня везде ждут, потому что у меня всё-всё получается, меня везде хвалят, я самый любимый ученик».

Картинки по запросу клипарт эйнштейн

     Вроде бы звучит оптимистично, но на практике у таких детей быстро пропадает интерес к развитию, они останавливаются на каком-то определенном уровне и отказываются идти дальше, вспоминая прошлые победы. Для таких детей нужно постоянно создавать легкую фрустрацию (дискомфорт), каждый раз  ставя цели сложнее.

    Это вызывает сопротивление, гнев, но, если взрослый выдерживает этот протест, то у ребенка появляется важное приобретение: «Я могу идти вперед! Ставить себе цели и добиваться их!»

   Не прививайте ребенку «звездную болезнь». Это может помешать ему добиться лучших результатов, глубже изучить предмет, может стать причиной конфликтных отношений со сверстниками, тренером и педагогами.

«Я — несовершенный: мама меня заставляет заниматься, наверное, я сам ей не нравлюсь». Ребенок при таком отношении чувствует себя виноватым, так как не соответствует критериям взрослых («Вова умеет, а ты что, хуже?», «Пойдешь у меня на танцы, там тебя научат ноги прямо ставить, а то видеть не могу, какая ты косолапая» и пр.). Дополнительные занятия ребенок воспринимает как попытку доказать значимому взрослому, что он хороший, и всеми силами старается заслужить признание.

    На занятиях такие дети обычно спрашивают: «Я молодец? А вы маме об этом скажете?». Часто случается так: как только руководитель студии начинает хвалить ребенка, он перестает стараться: «Все. Я же уже стал таким, как хочет мама. Больше не надо  ничего делать».

   В данном случае, процесс обучения должен стать более личностным, следует обратить внимание ребенка на то, что он получает от занятий положительные эмоции  благодаря общению с другими детьми, новые знания и умения, уважение и признание не только взрослых, но и других детей. Обсуждать личные приобретения ребенка от дополнительных занятий должны не только педагоги, но и родители. Это позволяет сместить акценты со значимого взрослого и обратить внимание на других людей, показать важность не только результата, но и самого процесса обучения.

«Мне все равно: я посижу в уголке, пока мама меня не заберет, или буду делать так, чтобы было интересно, — шалить». У таких детей обычно две крайности: либо излишняя активность, направленная на нарушение дисциплины, либо пассивность, отказ от любой деятельности («Я пережду эти занятия, а потом вернусь домой, там мне будет хорошо»).

    До занятий таких детей нужно настраивать на выполнение всех дисциплинарных требований, указывать на любые, даже самые незначительные изменения. После занятий полезно спросить, чему ребенок научился, что узнал, то есть подвести итоги, акцентировать внимание не на процессе, а на результате.

Картинки по запросу клип арт разговор родителей с ребенком

● «Меня так любят: я хожу на танцы, на музыку и рисование, потому что меня мама сильно любит».

   Эти дети производят противоречивое впечатление: с одной стороны, они «маленькие взрослые», рассудительные, обстоятельные, понимающие всю важность и ценность посещения кружка, а с другой — у них нет-нет да и прорывается желание пошалить, поиграть, сделать что-нибудь детское.

   Как правило, они очень послушные, стараются говорить с преподавателем на равных, рассказывают «взрослые» и правильные истории. Такие дети уверены, что каждый кружок — это выражение любви взрослых: «Я же еще ребенок, ничего не умею, а мама знает, как вырастить из меня человека, она меня любит и желает мне только хорошего, поэтому и приводит заниматься».

   С такими детьми важно говорить о том, что они сами могут выбрать себе занятие по душе, что, кроме желания взрослого, может быть и личная заинтересованность в секциях, что в них можно приобрести что-то ценное для себя.

«Я — ненужный: моя мама хочет от меня избавиться, поэтому возит меня в разные кружки».

   Таких детей выделяет стремление держаться поближе к педагогу, быть его правой рукой, завоевывать его любовь и признание. На дополнительные занятия ребенок приходит, чтобы получить тепло, признание и внимание к его личности. При таком отношении важно переориентировать ребенка на то, что он может быть самодостаточным, находить удовольствие в том, что делает, и делать это для себя, а не для кого-либо.

«Мне это интересно: я хочу танцевать, поэтому попросила маму привести меня в студию». Очень немногочисленная категория детей, мотивированная на длительную работу. Они принимают все условия и ограничения занятий, имеют положительный настрой и верят в свой успех.

«Мне это интересно: я хочу танцевать, поэтому попросила маму привести меня в студию». Очень немногочисленная категория детей, мотивированная на длительную работу. Они принимают все условия и ограничения занятий, имеют положительный настрой и верят в свой успех.

    Посещение кружков и секций предполагает систему, без которой добиться результата очень трудно.

   Важно понять отношение дошкольника к дополнительным занятиям, так как в каждом из перечисленных состояний есть свой ресурс, который помогает ребенку стать самодостаточным, направить негативную энергию в созидательное русло, поскольку дети не всегда бывают настроены на длительную систематическую работу.

    Развивающие занятия должны быть своевременными. Слишком ранний старт может навредить здоровью, например, стать причиной неврозов, появления страхов, внезапной  гиперактивности, агрессивности, энуреза и др.Картинки по запросу клип арт веселые дети

    Подводя итоги, следует сказать, что дополнительные занятия важны для ребенка, потому что не только расширяют его кругозор или список умений, но и выполняют важную психологическую функцию — формируют личность ребенка как успешного, благополучного человека.  Именно поэтому к выбору кружка или секции нужно подходить очень индивидуально, учитывая не только мечты взрослых, но и желания, и особенности самого ребенка, и тогда все получится.

      Литература:

 

  1. Силина О. «Драмкружок, кружок по фото…», «Школьный психолог», № 10, 2015
Всего просмотров этой страницы: 1. Сегодня: 1

 

Вопрос