Главная«Екатеринбургская школа – школа ответственного родительства»Программа «Растём вместе»Материалы 2016-2017 учебного годаДети и деньги

Дети и деньги

          Деньги — такая же часть нашей жизни, как любая другая. Родители учат ребенка переходить улицу, общаться с людьми, водить машину, и учат тому, что можно делать с деньгами. Проблема «дети и деньги» сейчас  особенно актуальна, поскольку  Ребёнок-потребитель стал объектом массированной атаки производителей разного вида продукции, в том числе и рекламной.

          Но нельзя никого научить обращаться с каким-то предметом, не дав человеку этот предмет в руки.

         И если родительский вопрос о том, должны ли дети иметь деньги, решён в большинстве случаев положительно (каждая семья выделяет своему ребёнку деньги на карманные расходы), то по ряду других мнения значительно разделяются: с какого возраста у ребёнка должны появиться карманные деньги? В каком количестве? В каких случаях (по какому поводу, в соответствии с какими принципами и т.п.) он будет получать? Как ему следует их тратить?

                Когда ребенок узнает о существовании денег?

        Для взрослых деньги - это эквивалент их собственных усилий, приложенных, как правило, в профессиональной сфере. «За каждым рублём» может стоять период напряжённой работы, принятия ответственных решений, иногда стрессов и выполнения множества задач.

Кошелек(интелектуальная система оплаты)(www.koshelek.ru) фото

        Для детей деньги словно бы «живут» в карманах или кошельках взрослых.

        Для малышей до пяти-шести лет деньги – абстракция, ничего не значащие слова. Они не имеют ценности, их с большой охотой обменивают на что-нибудь «очень нужное и полезное»: фантик, бусинку, пустой флакончик из-под духов. Дети знают, что деньги нужны, чтобы покупать вещи и продукты, чтобы платить в кино и кафе, но не могут совместить их номинальную стоимость с покупательской способностью. Зато дети легко воспринимают отношение взрослых к деньгам. Они в точности воспроизводят интонацию бабушки, когда причитают: «Ой, все так дорого, прямо кошмар!», или изрекают серьезно и важно: «Папа – очень дорогой специалист». Годам к шести-семи у детей выстраивается следующая связь: есть деньги — идем покупать продукты, подарки, нет денег — живем плохо, трудно.

       Естественным образом в семье происходит знакомство ребенка с деньгами. Ребенку говорят, что мама и папа ходят на работу, чтобы заработать денег. В это время закладывается связь между получением денег и работой.

        Конечно, есть и другие способы обогащения, и если в вашей семье они присутствуют, ребенок впитает и эту информацию. Мы передаем детям свои знания о мироустройстве, совершенно того не замечая, зачастую даже не задумываясь. Если мы уверены, что деньги платят только за работу – это обязательно прозвучит. И наоборот, если все время повторять, что богатыми бывают только жулики, можно не заметить собственного благополучия: ведь мы-то честные.

         Следите за тем, какие «послания» вы транслируете ребенку, чтобы не программировать его на неудачу или на «трудоголизм».

          Установки родителей порой оказывают влияние на всю последующую жизнь детей, часто искажая восприятие действительности и вызывая эмоциональные расстройства и неадекватное поведение в зрелом возрасте.Основы изучения семьи

 

           К встречающимся установкам можно отнести, например, следующие:

  • «Мой отец говорил, что разбогатеть можно только нечестным путём».
  • «Родители предупреждали меня, чтобы я никому не говорил, что у нас есть деньги, это опасно».
  • «Мои родители объяснили мне, что со мной дружат потому, что мы богаты и у нас дом с бассейном. А если не будет денег, то не будет и друзей».
  • «Родители говорили мне, что я должен добиться успеха, иначе на старости лет они окажутся в доме престарелых».
  • «Моя мама всегда говорила, что хорошенькой женщине не следует рассказывать мужчине, что она умеет зарабатывать деньги».
  • «Мой отец всегда говорил, что мужчина не должен демонстрировать женщине, что у него есть деньги, иначе она найдёт способ их выманить».
  • Мои родители говорили, что существует «секрет» зарабатывания денег, но никто в нашей семье его не знает. Только другие способны «делать деньги», а мы - нет».
  • «Мои родители, не испытывая материальной нужды, тем не менее не позволяли мне потратить лишней копейки. Они говорили, что я должен помнить, что «в одно прекрасное утро» мы можем проснуться нищими».

       Многие психологические отклонения на почве денег (патологическая скупость, расточительность, страсть к азартным играм, клептомания, навязчивое желание делать покупки и пр.) уходят корнями в семейные проблемы.

                Карманные деньги

       Самый распространённый способ, к которому прибегают родители, чтобы дать возможность ребёнку научиться обращаться с деньгами - это карманные деньги.     Наличие карманных денег четко связано в нашем сознании с взрослением.

        Карманные деньги существует для того, чтобы ребенок учился с ними обращаться, а не в качестве поощрения.

      Чтобы ребенок научился обращаться с деньгами, они должны быть по-настоящему его. Карманные деньги - это сумма, выделяемая детям на свои собственные нужды. И, тем не менее, родителям не всегда удаётся побороть искушение дать ребенку совет относительно того, как правильнее было бы потратить ставшие его собственными деньги. Почему? Ответ прост: родителям часто непонятен выбор детей: зачем те покупают ту или иную вещь. Однако, вмешиваясь в процесс и настаивая на том, чтоб ребёнок купил то и не покупал это, «заботливые» мамы и папы рискуют оказать детям медвежью услугу: вполне вероятно, что ребенок так и не научится делать правильный выбор и принимать решения самостоятельно. Впрочем, и полное невнимание к покупкам ребёнка тоже проявлять нельзя.

      Хотя родители должны доверять ребёнку, но всё-таки контроль над тем, как тратятся деньги, осуществляться должен.

      Речь идёт не об отчётности за каждое своё действие или за каждый истраченный рубль, но о характере покупок, о разумности траты, о качестве купленной вещи, о возможности сделать более выгодное приобретение. Контролируйте расходы, но давайте возможность совершать ошибки и приобретать опыт.

     Возможность распоряжаться карманными деньгами является фактором развития личности ребёнка при соблюдении нескольких условий:

-        давать карманные деньги ребёнку с шести-семи лет;

-        сумма должна быть разумна, соответствовать возрасту, увеличиваться с возрастом ребенка;

         маленьким детям деньги нужно выдавать еженедельно в определённый день, а подросткам можно выдавать деньги раз в месяц;

-        родители в своих действиях последовательны;

-        ребёнок имеет возможность получать деньги регулярно;

-        не практикуется лишение карманных денег по поводу и без повода;

-        карманные деньги не имеют статус подарка и не являются способом «покупки» доверия ребёнка и его хорошего отношения;

-        родители способны доверять своему ребёнку в том, что касается траты выданной суммы.

      По поводу последнего условия — доверия. Пусть первые траты ребёнка вас не пугают. Даже если в первый раз на свои карманные деньги ребёнок купил что-то совсем не подходящее, лучше объяснить, почему этого не стоит покупать в следующий раз, чем совсем лишать собственных средств.

     Нерегулярность получения ребёнком карманных денег, отсутствие чётко оговорённой суммы, на которую ребёнок может рассчитывать, приводят к тому, что практика карманных денег оказывается совершенно бесполезной для экономического воспитания. Более того, выклянчивая у матери или отца различные суммы в зависимости от их настроения, самочувствия или текущей финансовой ситуации, ребенок приучается не к соблюдению договорённостей и планированию собственных расходов, а усваивает философию «просителя», полностью зависимого от настроения своего «благодетеля».

     Родителям необходимо с самого начала установить внятные и простые правила:

• с деньгами надо обращаться аккуратно, для чего выбираем и дарим кошелек или копилку;

уроки фортепиано• нельзя покупать опасные и запрещенные вещи (фейерверки, спиртное, табак, спички, т. д.);

• если в семье по каким-то причинам не употребляют определенные продукты, этот запрет тоже должен соблюдаться (мороженое и газировка, к примеру, или чипсы и жвачка);

- установленная сумма денег не должна увеличиваться под предлогом того, что ребёнок уже всё истратил;

• потерянные деньги не возвращаются;

• если в школе или во дворе у тебя вымогают деньги – немедленно сообщи об этом родителям.

 

           Как быть, если ребенок потратил все деньги за один раз? Давать ли ему еще?

Грустный ребенок

           Чаще всего так и случается в начале «финансовой карьеры». Ни планировать, ни считать толком дети еще не умеет. Это прекрасный повод для обучения планированию бюджета! Вместе с ребенком можно проговорить несколько важных моментов.

• Чего хочет?

• Сколько это стоит?

• Сколько у него есть средств?

           Первый этап: формулируем цели. Спросите: «Ты хочешь какую-то определенную дорогую вещь? Или тебе нужно постоянно что-то покупать, еженедельно? Или для твоего хобби нужно периодически докупать материалы? Если каких-то серьезных целей нет, на что ты хочешь тратить деньги?»

           Второй этап: сколько это стоит. Устанавливаем, сколько будем откладывать на покупку, сколько оставим на поддержание жизни: увеселения, перекусы, покупку необходимых мелочей.

          Ребенок в возрасте до 10 лет способен на трехмесячное ожидание. Подросток 10-12 лет уже в состоянии «задерживать дыхание» на полгода.

        Важно привит ребенку «иммунитет» к рекламе, которая навязывает установку на «счастливый случай», позволяющий разбогатеть; поддерживает мечты о богатой жизни при полном бездействии.

        При совместном просмотре телевизора стоит обратить внимание детей на рекламу: «Как ты думаешь, можно ли получить много денег «за просто так?» «Интересно, что же надо сделать, чтобы выиграть такую шикарную машину?» «Ты что, правда, думаешь, что можно собрать крышечки от кока-колы и выиграть автомобиль?» Допустимы даже резкая  ироничная критика  тех потенциальных «счастливчиков», которые бодро бегут в рекламе  получать потребительский кредит «без справок и поручительства»: «Интересно, где эти безработные люди собираются брать деньги, чтобы вернуть долг?» Не стесняйтесь, реклама идет таким мощным валом, что и взрослым трудно устоять, где уж тут рассчитывать на сознательность детей.

       Деньги – это только часть нашей жизни. Поэтому, скорее всего, с деньгами ребенок будет обращаться точно так же, как и с любыми другими вещами.

       Аккуратная, спокойная, уравновешенная девочка будет откладывать на покупку дорогого телефона или плеера, у нее будет красивый кошелек и несколько «запасов» в разных местах. Контролировать ее не надо. Возможно, вам придется как раз стимулировать ее что-то потратить, иначе она может стать излишне скупой.

       Другой ребенок, склонный к капризам и истерикам, привык, что папа выполняет все его требования, а мама может сначала отказать, но потом все равно уступит. Он быстро потратит всю сумму на какую-нибудь ерунду, а потом примется вымогать у родителей следующую порцию. В этом случае деньги могут стать прямым «эквивалентом» любви: кто ребенка больше любит, тот ему больше денег дает. При такой политике родители рискуют вырастить манипулятора и шантажиста.

       А вот мальчишка – в голове ветер, идеи клубятся и роятся, хочется всего и немедленно, но быстро остывает и забывает, чего хотел. Этот может потерять крупную сумму, а может забыть, что у него вообще есть деньги. Ему лучше помочь вести учетные записи и выдавать деньги совсем небольшими порциями, хоть ежедневно.

 

                                СТОИТ ЛИ ПООЩРЯТЬ ИЛИ НАКАЗЫВАТЬ ДЕНЬГАМИ?

            Платить ли ребенку за то, что он выполняет домашние обязанности? А за пятерки в школе?

            Поощрять хорошую учебу деньгами - скорее бессмысленно. Исследования показали, что дети, которым за хорошую учебу доплачивали, имеют практически те же результаты, что и дети, которые учились без денежных подкреплений.деньги и наука

              Впрочем, награждать за выдающие результаты (победа на олимпиаде, сдача трудного экзамена) - можно, но и здесь лучше срабатывает не просто выдать сумму денег, а подарить то, о чем ваш ребенок давно мечтал. Учебу детей улучшают другие вещи: интересный процесс учебы и умение ребенка учиться. И здесь умные родители помочь могут!

            Учиться – обязанность ребенка, а обязанность родителей – обеспечить учебный процесс.

           Лучше потратить эти средства на репетитора, на консультации психолога, на перевод ребенка в другую школу, с тем, чтобы учеба стала для него тем, чем и должна быть: способом познания мира, увлекательным путешествием, игрой.

        За постоянные обязанности по дому также платить деньги  не  стоит: это наша общая жизнь, каждый член семьи вносит (должен вносить) свой вклад в домашнее хозяйство. Маме же никто не платит, за то, что она готовит всем ужин? При этом можно оплатить серьезные работы, которые обычно дети не делают (строительство дома, ремонт квартиры, освоение дачного участка) и для выполнения которых вы готовы были вызвать мастера. Зачем же тогда платить мастеру, если это может сделать ваш сын-подросток? Тем более, если вы подчеркнете, что главное в этом случае - не денежное вознаграждение, а то, что он освоил новую и сложную работу.

                        Дети помогают маме – рисованные картинки на прозрачном фонеЧто касается наказаний, то полностью лишать ребенка или подростка карманных денег не рекомендуется.    

                       Уменьшить обычную сумму, пожалуй, допустимо - в зависимости от серьезности проступка.

                     Как выстраивать отношения с детьми в сложной финансовой ситуации, когда ваш ребёнок мучительно переживает отсутствие денег в семье?

               Очень важно в такой ситуации, ни в коем случае, не оправдываться в материальной ограниченности. Конечно, так многого хочется, а что-то просто очень необходимо. Но если ребёнок видит, что вы трудитесь, не покладая рук, он смирится с существующим уровнем жизни. Для большинства детей ограниченные финансовые возможности родителей извинительны, в отличие от праздности и безделья.

           Как можно рассказать детям о том, что в семье произошли финансовые изменения, что, например, кто-то из родителей потерял работу и. возможно, семье придется жить при другом материальном достатке?

          Какими-то очень простыми словами, но спокойно. Ребенок должен почувствовать, что вы контролируете ситуацию, что у вас «есть план», что Хаос и Ужас не ворвутся в вашу жизнь. Но для того, чтобы передать это сообщение ребенку, вы сами должны в это верить.

         Говорите о реальных вещах. Называйте только те отрицательные последствия, которые уже неизбежны. Например, вы уже точно знаете, что такого-то числа в следующем месяце вам придется освободить занимаемую квартиру или придется в этом году отказаться от поездок в отпуске. Но ведь бывают и просто переезды? И смена школы по каким-то причинам тоже случается. Иногда люди теряют деньги по форс-мажорным обстоятельствам. Важно наше отношение к событию, именно его и ловят своими сверхчувствительными «радарами» дети.

      Большую ошибку делают те родители, которые собираются принести себя в жертву, лишь бы для детей ничего не изменилось.

    Такие меры наносят детям значительно больший вред, чем реальные лишения, с которыми им придется столкнуться. В конце концов, все в этом мире относительно, и понятия «бедный – богатый» тоже.

Дети принимают за норму сложившееся положение вещей. Вопрос только в том, какими словами и с какой интонацией назовут это явление родители.

Кризисы были, есть и будут в жизни каждого человека. Наша основная задача как родителей – научить детей с ними справляться: не паниковать, «стелить соломку», перераспределять усилия и ресурсы, определять приоритеты и т. д. Дети воспринимают отношение родителей ко всему происходящему. Не забывайте о главных, нематериальных вещах: доверии, любви между членами семьи, здоровье.

       Демонстрируйте ребёнку своё отношение к трудностям - оптимизм, стойкость и чувство собственного достоинства.

moneypapa.ru

       В каждой семье существуют собственные принципы и традиции экономического воспитания, но одно, несомненно: роль семьи неоценима в приобретении достойных способов зарабатывания и разумного расходования денежных средств. Окончательный ответ на тот или иной вопрос, затрагивающий тему «дети  и деньги» каждый из родителей способен дать самостоятельно. Главное, чтобы в итоге решения взрослых не приводили к семейным конфликтам, к формированию чувства зависти, унижения или превосходства над другими, а являлись факторами развития ребенка как ответственной личности.

 

Материал подготовила педагог – психолог Антонова Вера Григорьевна

             Литература:

  1. Демина К. «Дети и деньги. Что разрешать, как запрещать, к чему готовиться», изд-во «Питер», СПб, 2010
  2. Шуманская Т. З. «Дети и деньги (профилактика отклоняющегося поведения)», метод. пособие «Школа для родителей», изд-во «Гриф», Екатеринбург, 2010
Всего просмотров этой страницы: 944. Сегодня: 8

 

Вопрос