Главная«Виртуальный Диалог»Программа «Растём вместе»Материалы 2013-2014 уч. годаЯ вырасту и стану…

Я вырасту и стану…

Каждый день миллионы людей спешат на работу. Чем они занимаются? Любят ли свою работу? Стали бы они работать, имея достаточно средств к существованию? Как выбрали они род занятий, повторили бы вновь свой профессиональный путь или предпочли бы иной вид деятельности?

Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений. Мы определяем для себя не только основное занятие, но и круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу. Как и любой путь, профессиональный начинается с выбора направления. А ведь предстоит еще освоить избранную специальность, найти применение своим знаниям и способностям.

Выбор профессиональной деятельности, кажущийся подчас легким и кратковременным, на самом деле осуществляется по формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь». Это не однократное деяние, а длительный, многолетний процесс. На разных возрастных этапах он связан с разными целями и имеет разное содержание.

 

По мнению психологов, именно в дошкольном возрасте происходит активное формирование личности, когда ребенок в игровой форме осваивает содержание основных видов профессий, поэтому этот период считается благоприятным для эффективного профессионального и личностного самоопределения. А родители могут помочь своему ребёнку понять как можно раньше, кто он и чем хочет заниматься всю свою жизнь.

Говоря о профессиональной ориентации в дошкольном возрасте, речь идёт исключительно о расширении кругозора ребёнка в мире профессий, а не выявление и развитие профессионально важных качеств. От уровня знаний о труде зависит и интерес к труду взрослых, и развитие познавательной деятельности, и умение практически выполнять трудовые поручения в доступном дошкольнику общественно полезном труде. Поэтому родителям очень важно рассказывать детям о профессиях, о производстве, об орудиях труда, о процессе труда, о тех качествах характера, которые требует тот или иной вид деятельности.

 

С какого же возраста можно знакомить ребёнка с миром профессий?

Начиная с 2,5-3-х лет уже можно знакомить с трудом взрослых, как правило, это профессии родителей, бабушек, дедушек и людей, которые окружают ребёнка: врачи, милиционеры, продавцы и т.д. С возрастом эти понятия можно расширять: например, рассказывать, что среди врачей есть окулист, ЛОР, хирург и т.д.

Специалисты считают, что прочитанные рассказы малыш может и забыть, а вот личный опыт будет помнить долго. Поэтому знакомя своего ребёнка с профессиями, постарайтесь опираться на те, которые ребёнок может наблюдать в повседневной жизни, которые вызывают у него эмоциональный отклик.

На протяжении всего дошкольного возраста возникающий у ребёнка интерес к деятельности взрослого, проявляется в стремлении действовать самому «как взрослый», в потребности подражать труду в игровой форме.

  

2-4 года

Все внимание ребенка сосредоточено на предмете и способах действия с ним, его функциональным значением. Овладев с помощью взрослого какими-то элементарными действиями, он может производить их самостоятельно. Например, малыш видит, как папа водит машину – поворачивая руль, и пытается имитировать эти действия, если в его руки попадает игрушечный руль.

Именно в этот момент происходит отрыв ребенка от взрослого и малыш замечает, что он действует, как взрослый.

4-5

лет

У ребёнка возникает потребность в производительном труде с получением общественного значимого результата. 
5-7 лет Ребёнок овладевает смыслами профессиональной деятельности взрослых, у него возникает мотивационное подражание, которое появляется в результате ярких эмоциональных впечатлений. Появляются ранние профессиональные устремления, которые ребёнок демонстрирует в проявлении некоторых личностных качеств и интереса к определенным видам труда, сюжетно-ролевых игр, формируется профессиональная составляющая «образа-Я».

К концу дошкольного возраста у ребенка возникают новые мотивы. Эти мотивы приобретают конкретную форму желания поступить в школу, начать осуществлять серьезную общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность. В данном возрасте она пока ассоциируется в основном только с профессиональной деятельностью. Для ребенка это и есть путь к взрослости, путь к профессиональному самоопределению. 

 

Как знакомить ребёнка с миром профессий?

Наблюдать

  • Очень важно выбрать для наблюдений содержание труда, которое наиболее доступно для понимания ребёнка, ценно в воспитательном отношении, вызывает у него эмоциональный отклик и желание подражать трудовым действиям взрослых.
  • Целенаправленные наблюдения, экскурсии, знакомящие ребёнка с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.
  • Во время общения с людьми разных профессий, обращайте внимание малыша на их форму, порассуждайте, о том для чего им необходима специальная одежда. Например, при посещении плотницкой мастерской можно обратить внимание ребёнка на общий порядок, тщательно продуманную работу – все инструменты разложены по ячейкам, у каждого инструмента свой домик.

Читать художественную литературу о труде и профессиях

  • К 3 годам дети начинают активно интересоваться разными профессиями, задавать множество вопросов. Начинают малыши, как это обычно бывает, с простых вопросов, на которые легко ответить: «Кем работают родители? А что они делают на работе? Кем раньше работали бабушки и дедушки?» и т.п. Дальше начинаются вопросы посложнее, связанные с сутью работы самых разных людей, как знакомых, так и случайно увиденных на улице. Ребенок открывает целый мир профессий, и этот интерес обязательно нужно поощрять. Помочь в этом могут детские книги о профессиях, которые важны не только для расширения кругозора ребенка, закрепления интереса к профессиям, но и для того, чтобы более осмысленно играть в сюжетные игры: в докторов, футболистов, парикмахеров и т.д.

 

  • Родителям важно обращать внимание малыша на то, что любая трудовая деятельность взрослых имеет результат для общества. И труд взрослых заслуживает уважения, благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь. 

 

Родителям на заметку. Литература для маленьких и не только...

Серия «Школа семи гномов»«Какие бывают профессии» Д. Денисовой.

В книге коротко рассказывается о профессиях повара, полицейского, врача, строителя, пожарного и парикмахера. На каждую профессию приходится всего по 2 страницы: иллюстрация плюс небольшой рассказ. Это вариант для самых маленьких. Есть и продолжение, для детей 3-4 лет.
   

Серия «Бобер Кастор и чудесные поделки»

Вместе с Кастором и его маленьким другом Фриппе маленькие читатели научатся проращивать фасолины, шить фартук, рисовать красками, печь пирог и мастерить ящик для инструментов. В каждой книге дается простая инструкция (чертеж, выкройка и т.д.), которая позволит детям и их родителям с пользой провести время вместе. Каждая книга - это увлекательный мастер-класс в миниатюре.
  

Ротраут Сюзанн Бернер «Осенняя книга», «Зимняя книга», «Весенняя книга» и «Летняя книга».

 Книги написаны без слов, но на каждом развороте кипит насыщенная жизнь жителей небольшого уютного городка. На страницах книг малыш может увидеть, чем занят воспитатель, строитель, официант, продавец, полицейский, библиотекарь, фермер в обычной, будничной жизни, и сможет сочинять собственные истории, развивая внимательность и воображение. Герои переходят из одной книги в другую, и читатель может наблюдать за работой  фермера в разные сезоны, стадиями строительства здания детского сада, сменой сезонных товаров в магазине. Книжки-картинки это еще и прекрасные пособия для обучения детей пересказу, рассказу по картинке, запоминанию.

Р. Скарри «Город добрых дел» - это совершенно замечательная книга, которая расскажет вашему ребенку обо всех основных профессиях. Книга имеет отличные иллюстрации и забавные истории.
   Серия «Кем быть?» - «Портной», «Пекарь», «Шофер» И. Карповой. В каждой книге подробно рассказывается об одной профессии, ее важности, в конце - несколько заданий. Книги красочные, достаточно объемные и подробные.

Один дома. Готовлю без мамы и бабушки.

Книга о том, как приготовить простые блюда на завтрак, обед и ужин, какая бывает кухонная утварь, а заодно в нее включены занимательные истории о еде. Достоинство этой поваренной книги и в том, что она адресована не только девочкам, но и мальчикам (которых обычно не учат готовить в семье). Опыт создания несложного блюда подарит детям множество открытий. К процессу готовки можно допустить маму или бабушку, но лучше всего позвать папу.
  

Томилова С. Д. «Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками. В 2 книгах».

Хрестоматия адресована не только дошкольным работникам, но и родителям. Каждый раздел снабжён методическим аппаратом: вводными статьями, предназначенными для взрослых, контрольными вопросами для детей и методическими советами для родителей. Книга может быть использована для каждодневного чтения детям. Весь материал в ней разделён на части: первая - для детей 4-5 лет, вторая – 6-7 лет. 

 

Организовывать игровую деятельность

  • Существует множество игр для расширения словарного запаса ребенка. Словесные игры не занимают дополнительного времени родителей, в них можно играть дома, когда мама готовит что-нибудь на кухне, в очереди, в поликлинике, на прогулке.
  • Игры с предметами - используются игрушки и реальные предметы, играя с ними, ребёнок учится сравнивать, устанавливать сходства и различия предметов, знакомится с профессиями взрослых. Ребёнок также может взаимодействоватьс куклами, на которых одежды людей разных профессий. Играя с ними, он анализирует, и делает выводы для чего человеку той или иной профессии нужен данный вид одежды. Например: Зачем строителю каска? Повару фартук и колпак?
  • Настольно – печатные игры
  • Для активации умений и навыков успешного профессионального самоопределения дошкольников используются сюжетно-ролевые игры. В них ребёнок не только имитирует производственную ситуацию и профессиональное поведение, создаёт профессиональную среда, но и осуществляет первые «профессиональные пробы».

Ориентирование ребенка в процессе игры на труд  и профессиональную деятельность взрослых, создает у дошкольников разнообразные представления о мире профессий, различных видах труда взрослых, о своих возможностях, на основе которых формируется профессиональное самоопределение. Так как дошкольник в состоянии формировать представления и выбирать привлекающую его сферу профессиональной деятельности взрослых на уровне эмоциональной идентификации, проявлять профессиональный интерес, профессиональные устремления, склонности и способности в определенных сферах профессиональной деятельности. 

 

Посещать, организовывать мастер-классы.

Мастер-классы могут быть разнообразными - по выпечке пирожков, ремонту велосипеда, пошиву одежды, покраске табурета и т.д. Когда ребёнок имеет возможность сам активно действовать, то он получает более точные и полные представления о труде взрослых, начинает им подражать. Например, ребёнок сам заколачивает гвозди, почувствовав радость трудового усилия, ощутив результаты своих действий, он решает, что дома он будет помогать своему папе. 

Такие занятия очень полезны для детей, так как вызывают интерес к окружающему миру, формируют реалистическое представление о труде взрослых, расширят знания и представления о профессиях, обогащают словарный запас, помогают развивать связную речь.

 

Вовлекать ребёнка в производимый им трудовой процесс, давая ему посильные поручения, налаживая элементарное сотрудничество.

Уже в 2,5-3 года ребёнок может выполнять несложные действия по уходу за одеждой, растениями, помогать убирать помещения. Эти простые операции развивают у детей интерес к труду и составляют основу воспитания положительной мотивации к любой деятельности.

 

Результатом получения подробной информации о труде, участия в профессионально-ролевых играх, выполнении простейших видов труда, наблюдении за трудом взрослых становится «самоопределение» ребёнка на основе различения видов труда и сравнения разных профессий; психологическое благополучие, профессиональное и личностное развитие, удовлетворённость жизнью.

 

 

 

 

Всего просмотров этой страницы: 331. Сегодня: 5

 

Вопрос