Please enable JS

Как родители могут помочь ребенку успешно обучаться в дистанционном режиме


В сложившейся ситуации сохранение активности ребенка в обучении, так же, как и его вовлечение в осмысленный уклад домашней жизни, полностью зависит от близких людей.

Чем резче изменение в привычном распорядке жизни, особенно для младшего школьника, тем более нужны ребенку поддержка близких, эмоциональные «опоры», помощь в осмыслении и понимании необходимости таких изменений. Один из ключевых пунктов успеха временного дистанционного обучения — четкий график, такой же, какой был в школе. Вставать нужно в то же время, что и раньше. Между занятиями, как и в школе, обязательны небольшие перерывы, даже если ребенку кажется, что он не устал, ведь чем больше дистанционное обучение будет похоже на привычное, тем лучше оно будет работать.

Детям (гиперактивным, тревожным, замкнутым, с признаками агрессивности) трудно включиться и осуществлять продуктивную учебную деятельность в новых условиях, дистанционно, то есть дома, без непосредственного контакта с учителем и вне привычного стереотипа классного занятия. Родителям необходимо взять на себя организацию и дозирование учебной деятельности ребенка, имеющего выраженные трудности в организации произвольного внимания и поведения, высокую утомляемость и определенные сложности в усвоении учебного материала.

В сложившейся ситуации стоит поискать возможность проводить с ребенком больше времени. Да, ребенок учится, а вы (многие) работаете, но, если для вас важны, по-настоящему доверительные отношения, наверняка найдется способ провести с ребенком лишнюю минутку (что на фоне 12 традиционных минут будет уже немалой прибавкой). Когда общение происходит урывками, отношения становятся тоже более поверхностными, все реже возникает желание делиться чем-то беспокоящим, волнующим, по-настоящему важным.

Родители, близкие детей, находясь дома, могут привить ребенку навыки конструктивного преодоления, переживания сложных ситуаций и научить его справляться с возможным стрессом.

Для этого родителям необходимо:

1. Сохранять, поддерживать, культивировать благоприятную, спокойную, доброжелательную атмосферу в семье. В сложных ситуациях не нужно паниковать, следует помнить, что «черную полосу всегда сменяет белая».

2. Доброжелательное спокойствие членов семьи поможет придать ребенку уверенность, стабилизирует ситуацию. Старайтесь регулярно общаться, разговаривать с ребенком на темы, связанные с его переживаниями, чувствами, эмоциями.

3. Обязательно поддерживать режим дня ребенка (сон, режим питания). Чаще давайте ребенку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, общение с друзьями по телефону и т. д.).  

4. Обязательно обсуждать ближайшее и далекое будущее, при этом не комментировать рассуждения ребенка. Строить (но не навязывать) перспективы будущего совместно с ребенком.

5. Делиться своими переживаниями, мыслями, рассказывать честные истории из жизни, в том числе о преодолении вами и вашими знакомыми трудных жизненных ситуаций. Обычный разговор по душам, особенно с подростком, ваше сочувствие, высказывание о том, что вы понимаете, как ему сейчас трудно (если он переживает, что не может посещать кружки, секции) способны заставить его поверить в свои силы. Дети, которые чувствуют поддержку и искреннее сочувствие родителей, справляются со стрессом успешнее.

8. У вас есть возможность научить ребенка выражать свои эмоции в социально приемлемых формах (агрессию через физические нагрузки, которые можно выполнять дома; душевные переживания через доверительный разговор с близкими, приносящий облегчение).

9. Часто ребенку (особенно подростку) сложно рассказывать о своих переживаниях родителям или сверстникам. С этой целью предложить ребенку вести записи в тетради, блокноте, рисовать.  Выложив эмоции на бумагу, он почувствует облегчение, освободившись от возможных негативных мыслей.

10. Поощрять физическую активность ребенка. Стресс — это, прежде всего, физическая реакция организма, поэтому эффективно бороться с ним ребенку поможет любая деятельность, требующая физических усилий: уборка по дому, физические упражнения, пение, танцы…

11. Предложить свою помощь в создании квест-игры (викторины) для одноклассников (или совместно с друзьями) по мотивам литературных произведений, истории, биологии, географии и т.д.

12. Поддерживать и стимулировать творческий ручной труд ребенка. Даже если Вам кажется, что, например, подросток «впадает в детство» и ничего полезного не делает (рисование, плетение «фенечек», украшение одежды, склеивание моделей), все это является своеобразной «разрядкой», несет успокоение – через работу воображения подросток отвлекается от негативных переживаний, повседневных проблем.

13. Создать игру-бродилку для младшего брата или сестры по мотивам народных сказок, мультфильмов.

14. Стараться не вынуждать ребенка тратить силы на то, что ему не интересно, но постараться определить совместно с ребенком, каким активным занятием он хотел бы заниматься, находясь дома.

15. Быть примером позитивного отношения к жизни. Поощрять ребенка к заботе о ближних (представителях старшего поколения, младших детях, домашних питомцах). Приятные обязанности, ощущение, что «кто-то от меня зависит», «без меня не справится», «я нужен кому-то» являются дополнительным ресурсом для совладания с возможным стрессом.

16. Поддерживать семейные традиции, ритуалы. Важно, чтобы хорошая семейная традиция была интересна, полезна и любима всеми поколениями семьи. Другими словами, семейные ритуалы можно и нужно трансформировать, чтобы младшее поколение с удовольствием участвовало в них, а не воспринимало их как неотвратимое, скучное, бесполезное времяпровождение.

Дети были бы рады поговорить о:

  • о компьютерных играх и происходящем в социальных сетях,
  • о дружбе,
  • о любви,
  • о науке, новых открытиях,
  • о кино, музыке, эстраде,
  • о природе, животных,
  • о своем хобби.

Дети не горят желанием обсуждать такие темы как:

  • свои обязанности,
  • успеваемость,
  • приготовление уроков,
  • вред компьютерных игр,
  • будущее (ни свое личное, ни общечеловеческое),
  • уборка,
  • различные потенциальные внешние опасности (преступность, маньяки, педофилы),
  • «кем ты станешь, если так учишься?»,
  • «ты ничего не добьешься, если не будешь сейчас стараться»,
  • деньги,
  • здоровье.

Запомните:

  1. То, что взрослому кажется пустяком, для ребёнка может быть поводом для очень серьёзных душевных переживаний.
  2. У подростков ещё недостаточно жизненного опыта для конструктивного решения проблем, им может показаться, что уход из жизни – лучший выход из кризисной ситуации.
  3. Родители могут помочь своему ребёнку, если вовремя заметят у него признаки кризисного состояния и поговорят с ним. Дети очень редко напрямую просят им помочь или поговорить с ними, гораздо чаще они делают это косвенным образом, поэтому будьте внимательны к эмоциональному состоянию своего ребёнка и проявляйте искреннюю активную заинтересованность его жизнью.

Единый Общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей — 8-800-2000-122 — работает во всех регионах Российской Федерации.

Всего просмотров этой страницы: 1107. Сегодня: 4

ОБРАЩАЕМ ВАШЕ ВНИМАНИЕ

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

НАШИ ПАРТНЕРЫ